SANKYA Sola Scriptura. Sola Fide. Sola Gratia. Solus Christus. Soli Deo Gloria

Прививая детям ответственность

Тэги: психология, воспитание, перевод

Перевод статьи Джона Роузмонда, оригинал тут: https://cleartruthmedia.com/articles/installing-responsibility-in-kids

С кафедры служитель обращается к своей пастве: «Когда истекает срок давности за плохое воспитание?»

Его ответ: восемнадцатый день рождения, после которого человек становится полностью, безоговорочно, стопроцентно ответственным за свои поступки, независимо от того, насколько «плохими» могли быть его родители.

Если служитель прав, то до восемнадцати лет допустимо возлагать на родителей хотя бы частичную, а в некоторых случаях и полную ответственность за антисоциальное поведение ребенка.

Библия не дает конкретных указаний по этому вопросу, поэтому он остается открытым для обсуждения. Разные христианские конфессии возлагают полную ответственность на ребенка за его действия в разном возрасте — от 7 до 15 лет. Как конкретная конфессия определяет свой «возраст полной ответственности», остается вечной загадкой. В иудаизме этот возраст — 13 лет, согласно бар- или бат-мицве.

Для обсуждения предположим, что возраст ответственности — 7 лет. Если ребенок не несет ответственности за антисоциальное поведение до 7 лет, то его не следует наказывать за такое поведение до этого возраста, верно? Наказание подразумевает ответственность, но если ответственность нельзя возложить до 7 лет, то наказание до этого возраста неуместно. Таким образом, возникает вопрос: «Если дети не должны нести полную ответственность до 7 лет, как правильно реагировать на их плохое поведение до седьмого дня рождения?»

Я консультирую родителей с 1972 года, когда окончил аспирантуру. Тогда я верил, что дети по своей природе хорошие и с ними можно договориться по поводу их проступков. К 1979 году двое волевых детей успешно развеяли эту иллюзию. (Кстати, ВСЕ дети волевые, просто некоторые проявляют волю более изящно.)

К тому времени, как старшему из этих детей исполнилось 10 лет, я осознал справедливость принципа «пресекать на корню», что означает необходимость останавливать любое плохое поведение, как только оно проявляется, пока пресловутый снежный ком не покатился вниз. Поэтому я считаю, что возраст ответственности — это возраст, когда начинает проявляться греховная природа ребенка, что обычно происходит на втором году жизни.

За редким исключением, родители, которых я консультировал за свою пятидесятилетнюю карьеру «гуру воспитания», свидетельствуют, что проблемы, о которых они мне рассказывают — безумные истерики и иррациональное неповиновение, — зародились на втором году жизни ребенка, когда обычно начинается полоса «ужасных двухлеток». Когда это безумие началось, родители ничего существенного не предприняли, думая, что ребенок «перерастет». Вместо этого, как правило, ребенок «врастал» в это поведение. Со временем он становился все более неуправляемым и агрессивным. Обычно к тому моменту, когда родители обращаются ко мне за помощью, снежный ком катится вниз уже три–семь лет и превратился в лавину.

Чтобы остановить лавину, нужен «принцип Крестного отца» — то есть предложение, от которого ребенок не сможет отказаться (по Дону Вито Корлеоне). Требуется наказание, которое будет убедительным. Большинство наказаний, используемых современными родителями — несколько минут тайм-аута, лишение привилегии на день, требование извинений, — совершенно неубедительны. Это все равно что пытаться остановить лавину, размахивая веточкой.

«И как это подействовало?» — спрашиваю я. «Никак, — отвечают родители. — Становилось только хуже».

Верно. Ядерное поведение требует сверх-ядерного ответа. Наказание никогда не должно соответствовать проступку. Чтобы добиться желаемого эффекта — пресечь поведение на корню или начать разрушать лавину, — наказание должно быть как минимум в десять раз серьезнее проступка. Не тайм-аут на несколько минут, а при первом проступке дня — тайм-аут на весь день и отход ко сну сразу после ужина. Если наказание не оставляет неизгладимого воспоминания, время всех потрачено впустую. Нельзя переоценить, что наказание возлагает личную ответственность. Наша правовая система всегда признавала эту истину. Личная ответственность не появляется волшебным образом в определенном возрасте. В мозгу нет коробочки личной ответственности, которая открывается в 7 лет или когда-либо еще. Ребенок по природе социопат, а социопат всегда отрицает личную ответственность. Чувство личной ответственности нужно прививать ребенку, и единственный способ это сделать — полностью возлагать на него ответственность за его действия. Это требует наказания, и чем раньше, тем лучше.

При всем этом я согласен со служителем. Срок давности плохого воспитания истекает в восемнадцатый день рождения. Другими словами, если пятнадцатилетний подросток говорит, что ворует, потому что родители учили его, что личная собственность — это фикция, учение родителей должно смягчить наказание, если оно вообще будет. Но если тому же обвиняемому девятнадцать, и он использует ту же отговорку, ответ общества должен быть: «И что?»

Есть два типа плохого воспитания. Первый — это родители, которые открыто жестоки. Второй — родители, которые скрыто жестоки. Последних трудно распознать, потому что их часто считают образцами родительской добродетели. Они делают все «правильные» вещи, но проблема в том, что, следуя тому, что мир считает «правильным», они потворствуют природной греховности и безответственности своих детей. Это родители, которые решают все проблемы, созданные их детьми. Это родители, которые, когда ответственный взрослый сообщает о плохом поведении, превращаются в адвокатов и защитников своих детей, фактически утверждая, что их дети безгрешны.

Будь то явная или скрытая жестокость, такие дети не могут развить должное чувство личной ответственности. К сожалению, свидетельства этому множатся с 1960-х годов, с тех пор как американские родители начали прислушиваться к специалистам по психическому здоровью, которые говорили — и продолжают говорить — тот самый вздор, в который верил я, когда окончил аспирантуру.